Территория современного города Николаева расположена на берегах Бугского лимана при слиянии с рекой Ингул. Уникальность ее географического местонахождения, где опаленная солнцем степь встречается с голубыми валами Черного моря, терпкие запахи чабреца и полыни смешиваются с соленым рыбным ветром морских просторов, была отмечена людьми еще в древние времена. Такая специфика наложила отпечаток на судьбу, характер и даже внешний облик и погода в Николаеве. Тем не менее, город рос, развивался, жил своей жизнью. Сегодня это крупный областной центр Украины с полумиллионным населением, известными во всем мире промышленными гигантами, развитой социальной сферой, это широкие, озелененные проспекты, это полный очарования центр, это красавцы Южный Буг и Ингул.
Но интенсивное заселение Николаевского полуострова началось в последней четверти ХVІІІ века уже после освобождения Северного Причерноморья от турецких завоевателей и выхода Российского государства к Черному морю. России нужен был свой флот. И по указу князя Г.А. Потемкина в устье реки Ингул под непосредственным руководством полковника М.Л. Фалеева в 1788 году была заложена новая верфь. Вокруг верфи начал расти городок. Имя свое оно получил через год, после победоносного штурма Очакова российскими войсками под командованием А.В. Суворова. Очаков был взят в декабре 1788 года, в день Святого Николая, защитника моряков. В его честь и назвали новый город. С именем Святого Николая, одного из самых почитаемых святых на Украине и в России, связанны и первая церковь, построенная в городе в 1790 году, и первый корабль. 46-пушечный фрегат “Святой Николай” был спущен на воду в августе того же года, а уже в июле 1791 года возле мыса Калиакрия он получил свое первое боевое крещение. Со времени постройки “Святого Николая” на судостроительных заводах города, а их сегодня три, построено более 2 тысяч кораблей и судов, среди которых фрегаты, броненосцы, миноносцы, подводные лодки и т.п. Николаев – один из двух городов в мире, где строились тяжелые авианесущие корабли. Рабочий же люд селился в землянках, а воинские команды – в казармах. В 1789 году верфь была названа городом Николаевом в честь Святого Николая, который, по народному поверью, считался покровителем моряков.
За 4 года со стапелей верфи сошли фрегаты «Святой Николай», «Григорий Великой Армении», «Легкий», а также флагманский корабль «Святой Павел».
Город, который посвятил свою жизнь судостроению, не может не быть романтиком. Поэтому не удивительно, что первый большой морской переход был осуществлен николаевцами еще в 1848 году. Тогда адмиральская яхта “Ореанда” отправилась из города вокруг Европы в Крондштат и, выиграв главный приз парусных гонок, тем же путем возвратилась назад. На другой яхте “Икар”, которая была сконструирована и построенная студентами и сотрудниками Николаевского судостроительного института (теперь Николаевский государственный технический университет им. С.О. Макарова), николаевская команда в составе 7 человек впервые на Украине в 1987 году осуществила кругосветное плавание. Даже первое учебное учреждение города – Черноморское штурманское училище, основанное в 1798 году, - также было связано с флотом. Такая специфика наложила отпечаток на судьбу, характер и даже внешний вид Николаева. Созданный в конце ХVІІІ ст. План застройки города быстрыми темпами был закреплен на местности уже в первое десятилетие его существования и целиком, без перемен сохранился до наших дней, представляя собою уникальный градостроительный памятник эпохи классицизма. Не многие города могут этим гордиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий